Тема урока Словарные слова в ребусах

  • Калинина Татьяна Владимировна, учитель начальных классов

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

В русском языке одной из трудных тем для
изучения является работа со словами с
непроверяемым написанием (словарными словами).
Можно разделить словарные слова на группы по
способу запоминания: полногласие,
словообразование, ассоциативный метод, метод
этимологической справки, проверка по сильной и
слабой позициям, механическое запоминание. Как
правило, написание этих слов приходится
запоминать механически. Но осмысленное
запоминание, безусловно, эффективнее. С помощью
ребусов можно заинтересовать ребят, окунуть их в
атмосферу игровой ситуации на уроке. Ребус – это
игра, загадка, а учиться через игру, с
использованием занимательных и развивающих
заданий всегда интереснее. Ребусы относятся к
разновидностям интеллектуальных, развивающих
игр. Поэтому разгадывание ребусов на уроках и
других занятиях развивает интеллект, память,
внимание и кругозор учеников.

“Словарные слова в ребусах” — это презентация
с подборкой словарных слов в виде ребусов к
учебнику русского языка Т.Г.Рамзаевой (2 класс). Но
данные словарные слова изучаются и по другим
программам. Ниже перечислены правила
разгадывания ребусов.

Чтобы решить ребус надо расшифровать его по
частям, то есть записать подряд наименования
всех изображённых букв, рисунков и цифр, а за тем
разделить их на слова и составить по смыслу
зашифрованный текст. Зная эти правила, можно
самим составлять ребусы.

Правила разгадывания (составления) ребусов [3]:

Правило 1. Названия всех нарисованных
предметов надо читать в именительном падеже.
Умение правильно назвать изображённый на
рисунке предмет представляет одну из главных
трудностей при расшифровке ребусов. Часто
предмет, изображённый в ребусе, может иметь
несколько названий. Например: глаз и око, нога и
лапа; или же предмет может иметь одно общее или
одно конкретное название, например: рыба-общее
название; сазан, карась, щука — конкретное
названия. Подбирать нужно подходящее по смыслу
чтение. Так, знак 1 в ребусе Р 1 А читается как
“один”: РОДИНА, а в ребусе Ш 1 А как “кол”:
ШКОЛА. Иногда нужный объект на картинке
указывается стрелкой.

Пример:

Правило 2. Если слева от рисунка стоят
запятые, то нужно отбросить первые буквы слова
(столько букв, сколько стоит запятых). Если
запятые стоят справа от рисунка, следует
отбросить последние буквы.

Пример:

Правило 3. Если часть слова
произносится одинаково с числительным, то в
ребусе можно изобразить её числами. Отдельные
слоги в ребусе можно изображать при помощи нот.

Правило 4. Если над рисунком стоят
цифры, значит, буквы надо читать в том порядке,
который указан цифрами.

Пример:

Строчка вида 2,4,6,7 означает, что из слова
необходимо использовать только буквы под
номерами 2,4,6 и 7.

Пример:

Правило 5. Если над рисунком
изображена зачёркнутая буква, значит, эту букву
надо из полученного слова убрать.

Иногда бывают перечеркнуты номера букв с
начала слова. Необходимо вычеркнуть только буквы
с соответствующим порядковым номером.

Пример:

Было слово «ПАЛАЧ» стало «ПЛАЧ».

Правило 6. Если рядом с зачёркнутой
буквой стоит другая или использована стрелка,
показывающая переход от одной буквы к другой,
значит, нужно заменить букву в слове.

Пример:

В ребусах рядом с рисунком или над ним могут
стоять две буквы со знаком равно между ними. Это
означает, что буква, находящаяся слева,
заменяется второй буквой. Если указано равенство
типа 2=Р, то следует вторую букву заменить на Р.

Пример:

сачок —
сучок

Правило 7. Если над рисунком между
цифрами вставлена буква, это значит, что эту
букву надо вставить в полученное слово между
буквами, стоящими на местах, указанных цифрами.

Пример:

Правило 8. Если рисунок перевёрнут
вверх ногами, то слово, соответствующее рисунку,
надо читать справа налево.

В ребусах часто обыгрываются предлоги (правила
9–15):

Такие слова, как перед, над, на, под, за, при, у,
о, в
, как правило, в ребусах рисунком не
изображаются, но выявляются из соответствующего
положения букв и рисунков. Буквы могут быть
изображены внутри других букв, над другими
буквами, под и за ними. В таких случаях необходимо
понять, в каких пространственных отношениях
состоят изображенные буквы.

Правило 9. Если одна буква изображена в
другой, то читаем так:

Правило 10. Если по одной букве
изображена другая, то читаем так:

Такие части слова как с, к, из, от, по, и можно
рисунком не изображать, а использовать их в
качестве предлогов или союзов, указывающих
отношение одного элемента ребуса к другому.

Правило 11. Если изображение одной
буквы составлено из другой, много раз
повторенной буквы, то читаем так:

Правило 12. Если буквы стоят рядом и
дружно взялись за руки (обыгрывается предлог С),
читаем так:

Правило 13. Если одна буква расположена
рядом с другой (обыгрывается предлог У),
читаем так:

Правило 14. Если одна буква направлена к
другой, читаем так:

Правило 15. Если одна буква расположена
сверху другой, то возможны различные чтения. Это
взаимное расположение букв можно передать с
помощью предлогов “на”, “над”, “под”.
Примеры:

Если одна буква изображена перед другой
(соответственно, эта другая оказывается за
первой), то возможны чтения с предлогами “за”
или “перед”.

Список литературы.

1. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2 класс. В 2 ч.:
Учебник. — М.: Дрофа; Московские учебники, 2011. — 128
с.

2. http://images.yandex.ru
(картинки для ребусов)

3.
http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/SLOVESNIE_GOLOVOLOMKI.html?page=0,3#part-2015

4. http://nazva.net/rubric/16/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *