Социальная характеристика родителей: плюсы, минусы, возможные варианты помощи

  • Самошкина Ольга Анатольевна, социальный педагог

Семья как микромодель общества является важнейшим звеном в процессе формирования личности ребёнка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир.

В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.

Цели взаимодействия школы и семьи:

  1. Повышать воспитательные функции семьи.
  2. Вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс и активную жизнь села.
  3. Оказать семье психолого-педагогическую помощь.

Задачи взаимодействия школы и семьи:

  1. формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-вос­питательном процессе школы и класса;
  2. формирование психолого-педагогической культуры родителей;
  3. развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми.

Пути взаимодействия школы и семьи:

  1. социальное диагностирование семьи;
  2. обеспечение проведения всех воспитательных мероприятий в школе и классе с участием родителей;
  3. разработка и обеспечение системы психолого-педагогического просвещения родителей;
  4. организация методической работы с педагога­ми по проблеме взаимодействия с семьей;
  5. организация работы родительского комитета школы, повышение его престижа и роли в решении вопросов жизнедеятельности школы.

Правила эффективного взаимодействия педагогов с семьями учащихся:

  • родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения;
  • не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз;
  • разговаривайте с родителями спокойным тоном;
  • умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам;
  • не спешите с выводами;
  • готовясь к встрече с семьей ученика, помните, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее;
  • каждая встреча должна заканчиваться конструктивными рекомендациями.

Одной из основных задач социального педагога является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.

Пути решения задач направленных на помощь семье:

1. Социальное диагностирование семьи.

Основные классификации семей

  1. по структуре:
    • полные семьи;
    • неполные семьи.
  2. по материальной обеспеченности:
    • с высоким материальным достатком;
    • со средним материальным достатком;
    • с низким материальным достатком;
  3. по социально правовой устойчивости и воспитательному потенциалу:
1. Социально-устойчивая, благополучная в воспитательном отношении
  • воспитательно-сильная
2. Социально-устойчивая, но неблагополучная в воспитательном отношении
  • воспитательно-неустойчивая;
  • воспитательно-слабая с утратой контакта с детьми и контроля над ними.
 3. Социально-неустойчивая, неблагополучная в воспитательном отношении.
  • воспитательно-слабая с постоянной конфликтной атмосферой;
  • воспитательно-слабая с агрессивно негативной атмосферой
4. Социально-неустойчивая, негативная в воспитательном отношении.
  • маргинальная (с алкогольной, наркотической зависимостью);
  • вступающая в конфликт с законом;
  • преступная;
  • психически отягощенная.
  1. По взаимоотношениям:
    • гармоничная;
    • компромиссная;
    • конфликтная,
    • неустойчивая.
  2. По семейной ориентации:
    • на деятельность;
    • на общение;
    • эгоистическая.

Традиционными объектами деятельности социального педагога являются семьи:

  • малообеспеченные, они же, чаще всего, являются безработными и многодетными;
  • опекунские семьи;
  • приёмные семьи.

2. Установление контакта с родителями.

  • личные беседы;
  • посещение на дому.

3. Анализ проблемы. Определение путей выхода из кризиса.

Основные виды помощи малообеспеченным семьям.

  • предоставление информации о пособиях и социальных льготах;
  • помощь в получении различных видов материальной помощи;
  • контроль использования выделенной детям материальной помощи (в случае необходимости);
  • бесплатное питание для учащихся (для многодетных семей)
  • консультирование членов семьи, социально-педагогическая поддержка;
  • трудоустройство несовершеннолетних.

В процессе взаимодействия с семьёй необходимо руководствоваться следующими принципами:

    • Каждому родителю неприятно слышать негативные отзывы, как о себе, так и о своих детях, поэтому педагогу необходимо не жаловаться, а искать в ребёнке хорошие черты, и профессионально выводить родителей на понимание необходимости поиска путей коррекции, имеющихся проблем.
    • Нельзя в качестве поучительного примера разглашать информацию о негативных примерах семейного воспитания. Информация о семье всегда анонимна.

Ожидаемые результаты:

  1. Использование возможностей семьи в формирование и развитии у детей и молодежи личностных качеств труженика, творческого человека, способного разумно мыслить и целесообразно действовать в новых условиях.
  2. Родители являются живым примером для своих детей и именно их усилия и старания формируют у детей уважительное отношение к семейным обязанностям, осознание национальных традиций.

Учитесь сами и давайте пример окружающим видеть светлые перспективы будущей жизни

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *